Технология монтажа баннеров на трубах

Наиболее часто употребляемая технология монтажа средних и крупных баннерных полотен — монтаж баннеров на трубах. Особенность баннерных конструкций, сооружаемых с применением данной технологии, заключается в применении баннерного полотна с карманами по периметру, в которые заводится металлическая труба, которая, в свою очередь, растягивает полотно посредством системы натяжения и крепления баннера. Применение данной технологии позволяет получить идеально ровные баннерные панно, растянув баннер с необходимым усилием. Использование карманов, в отличие от люверсов, позволяет распределить нагрузку по всей линии периметра баннера, что положительно сказывается на надежности и долговечности конструкции. В данной статье рассмотрена технология монтажа и конструкция баннеров на трубах. Рассказывается, как правильно натянуть и смонтировать баннер на трубах.

Конструкция баннера.

Требования к баннерному полотну.

Для данных конструкций используются стандартные баннерные ткани и сетки, предназначенные для наружного применения. Иногда применяется транслюцентная ткань, — при строительстве больших световых панно. При изготовлении баннера, по периметру делается припуск ткани, который загибается к изнаночной стороне и приваривается по всей длине, образуя полость, так называемый карман. Глубина кармана определяется исходя из размера используемых труб. Труба должна заходить в карман свободно, с наименьшим сопротивлением. Стандартная глубина кармана — 10 см, при использовании баннерных труб 40*20, 40*25 или 50*25 мм. Ширина провара зависит от типа применяемого оборудования и составляет 4 — 5 см. Важно, чтобы все швы полотна были качественно проварены, так как полотно несет большую ветровую нагрузку.

Баннерные трубы.

Наиболее часто в качестве баннерных труб используется стальная прямоугольная труба ГОСТ 8645-68 сечением 40*25 мм с толщиной стенки 2 мм. Она прочнее трубы 40 *20 мм, удобнее в обращении (при использовании длинных труб есть вероятность их погнуть), ненамного дороже и тяжелее. При монтаже баннеров с увеличенным расстоянием между кронштейнами, или испытывающими большие ветровые нагрузки, применяется труба 50*25 мм, обладающая большей, по сравнению трубой 40*25 мм, прочностью. Иногда в качестве баннерных труб применяют трубы сечением 25*25, 20*20, или 15*15 мм, но в таких случаях расстояние между элементами системы натяжения баннера сокращается, а их количество увеличивается. Обычно это небольшие баннеры, которые крепятся внутрь металлической рамы. Выбор сечения трубы определяется габаритами баннера, ветровой нагрузкой и экономической составляющей. Иногда учитывается эстетическая сторона, — маленький интерьерный баннер с карманами 100 мм выглядит как-то не очень. Но тут вход идут другие технологии и материалы, это отдельная тема для разговора. Баннерные трубы располагаются в кармане широкой стороной в плоскости баннера. Именно там возникают основные нагрузки. Для соединения баннерных труб применяют специальные соединительные вставки. Для трубы 40*25 вставки делают из 2 обрезков трубы 20*20 и 15*15 мм сваренных полка к полке. Длина вставки 200 — 250 мм. Вставка должна свободно входить и выходить из трубы, но при этом люфт труб в сборе должен быть наименьшим.

Система натяжения.

Трубы могут быть растянуты несколькими способами. С помощью специальных скоб (Рис. 3, а), с помощью натяжителей (Рис. 3, б), и через просверленные в трубе отверстия (Рис. 3, в), непосредственно резьбовой шпилькой. Последний способ не очень правильный, так как, во-первых, ослабляется сечение трубы, во-вторых, усложняет монтаж баннера, требуя точного соответствия расстояний между кронштейнами и между отверстиями в трубе. Скобку или натяжитель всегда можно подвинуть вдоль трубы. Скобки изготавливаются из стальной полосы, методом штамповки, либо из квадратных ГОСТ 8639-82 или прямоугольных труб подходящего типоразмера. Отверстия сверлятся под диаметр шпильки, с зазором (наиболее распространенно, — 13 мм, под 12 мм шпильку). Скобка одевается на трубу, сквозь нее продевается шпилька, затягиваются гайки с двух сторон, сжимая скобки. Труба, таким образом, фиксируется, а гайки не требуют законтривания. Натяжитель изготавливается из отрезка круглой трубы, длиной 60 — 100 мм и гнутой полосы. Сквозь трубу натяжителя продевается шпилька с законтренной на конце гайкой. Он цепляется полосой за трубу, и вытягивается через отверстие кронштейна гайкой. Натяжитель более прост в монтаже, но имеет один недостаток. Он тянет, а не фиксирует трубу. Поэтому использовать одни натяжители без скобок нельзя. В случае деформации или разрыва баннера трубы могут упасть вниз. При монтаже баннеров мы пользуемся скобками. На шпильку передаются все нагрузки от баннерного полотна. Это очень важный элемент конструкции. Бывают случаи излома шпилек под воздействием нагрузок. Шпильки изготавливаются из резьбовых штанг, нарезаются нужной длины (стандартно — 250 мм). Наибольшее распространение получили 12 мм шпильки, — 10 мм шпильки на средних и крупных баннерах лучше не использовать, а шпильки большего диаметра применяются в особых случаях.

Кронштейны.

В случаях, когда стена, на которую монтируется баннер ровная, и не имеет выступающих элементов, простейший кронштейн представляет собой отрезок уголка длиной около 150 мм, с просверленными в нем тремя отверстиями. Два отверстия под крепление к стене, и одно для шпильки. В таких случаях используется 50, 40, или 63 мм уголок ГОСТ 8509-86. Под воздействием ветровой нагрузки баннерное полотно периодически будет упираться в стену, поэтому важно, чтобы на стене не было острых выступающих деталей, иначе баннерное полотно может порваться. Шпилька проходит через отверстие в кронштейне, вытягивается гайкой снаружи, и фиксируется второй гайкой, предварительно навинченной на шпильку со стороны внутренней части конструкции. Элементы крепления кронштейна к стене здесь мы рассматривать не будем, они подробно рассмотрены в статье «Опыт использования крепежных элементов при монтаже наружной рекламы». Если на стене в пределах зоны размещения баннера имеются выступающие детали фасада, то изготавливается Т-образный кронштейн с упором. Высота кронштейна зависит от величины выступающих деталей фасада, и глубины центрального прогиба баннера, возникающего под воздействием ветровой нагрузки. Существующая методика расчета баннеров на прочность рассматривает баннер как безмоментную оболочку с жестко закрепленными краями. Однако это не совсем так. Под воздействием нагрузок изгибаются шпильки и баннерные трубы, меняя конфигурацию периметра баннера. По оценкам специалистов, погрешность в этих расчетах может достигать 30 (!)%. Положение осложняется тем, что ни один производитель баннерной ткани или сетки, не дает значения модуля Юнга для поставляемого материала, а итоговые значения нагрузок надо сравнивать не со значением прочности баннера на растяжение, а со значением прочности швов (оно значительно меньше). Значения модуля Юнга и прочности швов можно вычислить экспериментальным путем. Расчеты показывают; что баннерное полотно размером 10*10 м, с модулем Юнга Е, равном 200000 кгс/м пог. вдоль основы и 90000 кгс/м пог. вдоль утка, при ветровой нагрузке 60 кг/м кв., и усилии предварительного натяжения 70 кг/м пог. во все стороны, испытывает средние нагрузки в 1150 кг/м пог. вдоль основы и 557 кг/м пог. вдоль утка. При этом центральный прогиб составляет 44,6 см. Крайне сомнительно, что швы выдержат такие нагрузки. Оставим расчеты теоретикам, а сами обратимся к практике. Практика показывает, что вынос средних и крупных баннеров от выступающей части фасада составляет от 20 до 50 см, при этом иногда допускается, что при очень сильном (штормовом) ветре средняя часть баннерного полотна упирается в фасад (разумеется, если там нет острых элементов), тем самым, снижая нагрузку на полотно и кронштейны. Кронштейны удобно изготавливать из уголка 40*40*4 мм, располагая укос упора недалеко (30 — 50 мм) от отверстия для шпильки. Расстояние между кронштейнами и их количество зависит от сечения баннерной трубы, состояния стены, и испытываемых баннером нагрузок. Для трубы 40*25*2 мм обычно колеблется в пределах 1,5 — 2,0 м (стандартно 1,7 м). При меньших значениях возрастает себестоимость, при больших, — начинает гнутся труба в кармане.

Технология монтажа.

Работы по монтажу баннеров относятся к категории высотных работ и выполняются по наряду-допуску. Зона производства работ обязательно должна быть ограждена, должны выполняться все требования техники безопасности. Работы могут производиться с помощью промышленных альпинистов, в отдельных случаях при использовании автовышек. При монтаже средних и крупных баннеров использование автовышек экономически неоправданно или вообще невозможно.

Монтаж кронштейнов.

Что касается способов крепления кронштейнов к стене, как мы уже упоминали, это рассмотрено в другой статье. Здесь мы рассмотрим вопросы их расположения. Обычно кронштейны крепят к стене до монтажа баннера. Исключение составляют уголки, которые можно наживить на баннер и крепить к стене, когда баннер уже поднят (завешен). В любом случае, удобно, когда несколько уголков уже висят на стене, и баннер сразу после подъема крепится к ним. При монтаже кронштейнов следует помнить, что баннер тянется (обычно до 0,5 см/м) в процессе монтажа, габариты баннера могут быть не всегда соответствовать заявленным, а для удобства работы при монтаже между баннером и кронштейном должно быть расстояние. В то же время слишком большое расстояние между кронштейном и баннером ведет к повышению изгибающего момента на шпильку и снижению прочности конструкции. На практике для баннера размером 10*10 м удобно делать запас по 8 — 10 см с каждой стороны. Кронштейны обычно устанавливают равномерно, располагая крайние на расстоянии 40 — 60 см от края баннера. Заранее определяется число точек, за которые будет осуществляться подъем баннера, место их расположения на фасаде. При необходимости на стену устанавливаются дополнительные кронштейны для подъема баннера или «гуси» на крышу здания. Количество точек для подъема баннера определяется его длиной, массой и сечением используемых баннерных труб.

Подготовка баннера.

Баннер разворачивается на ровной площадке лицевой стороной вверх. Нижняя его часть берется за концы и заворачивается на верхнюю, не доходя до верхнего кармана. После чего баннер либо скручивается в сторону верхнего и нижнего кармана, либо складывается. Далее в верхний и нижний карман вставляются баннерные трубы. Трубы, как правило, составные, соединяются между собой соединительными вставками. Длина труб в сборе обычно на 15 — 20 см короче баннера. Для фиксации вставок применяются саморезы «клопы», не менее 6 шт. на вставку. Во избежание зацепов и порчи баннера передний конец трубы оборачивают изолентой. С изнаночной стороны на верхнем и нижнем карманах размечают места установки скобок (они должны соответствовать кронштейнам). Потом в этих местах разрезают карманы, делая овальные отверстия от края баннера (середины узкой полки трубы) во внутреннюю часть кармана. Ширина отверстий зависит от длины баннера, и составляет 10 — 15 см. Следует помнить, что в процессе монтажа баннера, он будет растягиваться, и отверстия будут смещаться к краям. Высота отверстий — в пределах внутренней части кармана. Резать надо аккуратно, острым ножом. Ни в коем случае нельзя повреждать лицевую часть баннера. После прорезки карманов в них вставляются скобки. Верхние — все, нижние только те, за которые будет опускаться нижняя труба. В скобки вставляются шпильки, наживляются гайки. Скобки, за которые будет производится подъем баннера и спуск нижней его части надежно фиксируются гайками. На шпильки этих скобок навинчиваются рым-гайки. Несколько шпилек на верхней трубе делают более длинными, длиной до 40 — 50 см. Свернутый или скрученный баннер связывают в нескольких местах тонкими веревками или ремнями, чтобы он не размотался при подъеме.

Подъем баннера.

Для подъема баннера применяют полиспасты, лебедки или монтажно-тяговые механизмы (МТМ). Мы обычно пользуемся МТМ-ами, либо применяем их совместно с полиспастами. МТМ компактен, обладает достаточной грузоподъемностью, обслуживается одним человеком. Его конструкция позволяет быстро менять направление движения троса, приподнимать или опускать баннер с точностью до миллиметров. Единственный недостаток, — невысокая скорость подъема не так важен. Подъем все равно занимает непродолжительное время. За крайние скобки привязываются веревки, — оттяжки. С их помощью баннер удерживается от ударов об стену вследствие раскачки баннера при подъеме и от порывов ветра. В заключительной стадии подъема баннера, когда длинные шпильки дошли до верхних кронштейнов, шпильки заводятся в кронштейны и вытягиваются гайками. Далее заводятся в кронштейны более короткие шпильки, и постепенно крепится вся верхняя часть баннера, при этом отпускаются стропы его подъема. Баннер вывешивается горизонтально, скобки и кронштейны обтягиваются гайками.

Роспуск полотна баннера.

Свернутый баннер необходимо развернуть. В ветреную погоду, и при монтаже крупных баннеров между верхними и нижними кронштейнами натягиваются веревки снаружи баннера. Нижняя труба крепится сверху веревками. Если баннер был скручен в рулон, то под него заводятся веревки, крепятся одним концом к кронштейнам, и, после развязывания крепежных веревок или ремней, равномерно стравливаются вниз. Тем самым баннер разматывается на половину. Далее на веревках опускается нижняя труба. Если баннер был сложен, то развязываются крепежные ремни или веревки, баннер распускается под собственным весом наполовину, после чего опускается нижняя труба. После роспуска нижняя часть баннера должна быть немедленно закреплена к кронштейнам в нескольких точках. Делать это следует без натяжения баннера, в противном случае его будет не растянуть в стороны при дальнейшем монтаже.

Вставка боковых труб.

После роспуска полотна баннера необходимо вставить в боковые карманы трубы. Существует два способа установки вертикальных баннерных труб, сплошной колонной и по отдельности. В первом случае сверху в карман баннера вставляется первая труба, опускается внутрь и оставляется снаружи лишь небольшой кусок трубы, который обязательно страхуется тонкой веревкой схватывающим узлом. В верхний конец трубы заранее вставляется и прикручивается саморезами соединительная вставка. Следующая труба одевается на вставку и прикручивается к ней саморезами. Чем больше масса вертикальных труб, тем больше саморезов должно использоваться. После соединения труб, схватывающий узел ослабляется, колонна труб опускается ниже, процесс повторяется, — присоединяется следующая труба. В верхней части последней трубы сверлится отверстие, за которое она опускается, оно же используется для поднятия колонны труб при демонтаже баннера. Длина колонны труб должна быть равна высоте баннера, либо быть на несколько сантиметров короче. После вставки колонны труб в карман баннера, колонна надежно крепится за верхний боковой кронштейн посредством скобки и шпильки. Первые шпильки обычно используются удлиненные, так как баннер еще не растянут вширь (обычно в процессе завешивания он самопроизвольно чуть-чуть собирается внутрь). Во втором случае трубы вставляются в карман по отдельности. При этом вставляются полностью верхние боковые трубы, крепятся к верхним боковым кронштейнам и вытягиваются шпильками. Далее, через прорезаемые с изнаночной стороны карманов в районе нижнего конца труб отверстия заводятся следующие трубы. Обычно они так же соединяются соединительными вставками. Каждая труба крепится к кронштейну, расположенному в районе верхней части этой трубы.

Натяжение баннера.

Баннерное полотно начинает натягиваться в стороны к боковым кронштейнам. Делается это равномерно, сверху в низ. При этом в процессе натяжения следует периодически похлопывать ладонью по полотну баннера. Создаваемые при этом вибрации позволяют баннеру равномерно распределиться вдоль горизонтальных труб и убрать морщины, так же это позволяет контролировать силу натяжения баннера. Баннер натягивается как барабан, без слабины и провисов (переусердствовать при этом не следует, можно порвать полотно или погнуть кронштейны). Скобки и кронштейны обжимаются гайками. После растяжения баннера в стороны, баннер вытягивается к нижним кронштейнам.

Несколько полезных советов.

  • Не монтируйте баннер в ветреную погоду. Если погода изменилась, и подул ветер, не распускайте завешенный баннер. Лучше это сделать на следующий день, когда ветер стихнет.
  • Рассчитывайте собственные силы, — если баннер распущен, его необходимо смонтировать в этот же день, внезапно поднявшийся ночью ветер, может его порвать.
  • Учитывайте тепловое расширение. Плохо натянутый зимой баннер, может обвиснуть летом, и наоборот, перетянутый летом баннер может порваться зимой.
  • При резке карманов следует хорошо подумать, а правильно ли ты делаешь (семь раз отмерь, один раз отрежь).
  • Всегда помните, и соблюдайте технику безопасности. Работы на высоте являются опасными.

Гадалов А. А. «Высотная Монтажная Компания»

Если у вас возникли вопросы по монтажу баннеров, вы можете задать их на соответствующей ветке нашего форума. В ближайшее время эта статья будет снабжена иллюстрациями. При использовании и перепечатке статьи, ссылка на сайт обязательна.

Не можете позвонить?
Есть вопросы?
Заполните форму и мы позвоним вам сами!

нажимая кнопку "Получите скидку", я даю свое согласие на обработку персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных